СИНЕРГИЯ / ДИССИНЕРГИЯ - Эффективность совместного действия составных элементов любой системы всегда больше или меньше, но никак не равняется простой математической сумме эффективностей каждого из ее элементов.

СИНЕРГИЯ - (от греческого Συνεργία / συνεργός: Synergos — совместно действующий). Синергетический эффект – это нелинейное возрастание эффективности деятельности за счет достижения системного эффекта в результате интеграции отдельно действующих элементов в единую систему. Так обмен идеями четырех ученых, объединенных в систему единой ЦЕЛЬЮ, приводит к синергетическому эффекту идеологической интеграции ученых в сеть – SPIIN (Segmented Polycentric Ideologically Integrated Network) и нелинейному возрастанию эффективности системы, при одновременном появлении у системы новых качеств, несвойственных каждому из ее элементов (ученых) в отдельности. В результате подобной идеологической интеграции количество активированных идей становится не четыре, по линейному принципу 1+1+1+1 = 4, а шестнадцать - по нелинейному принципу синергетики (1+1+1+1) 4 = 16. Этот нелинейный эффект – декларация одного из постулатов синергетики, гласящего что «целое всегда больше суммы отдельных его частей». Конечно же американский военно-промышленный комплекс, как впрочем и наш российский ВПК, находясь в неустанном поиске прорывных инновационных технологий не может обойтись без междисциплинарных нелинейных исследований, поскольку законов природы пока никто не отменял и многократного увеличения эффективности любой системы возможно достичь только за счет использования синергетического эффекта, как одного из проявлений нелинейности. Инженеры-конструкторы прекрасно знают, что если от нового изделия требуется эффект отдачи больший не в два-три, а в десять-пятнадцать раз, то нужны принципиально новые нелинейные технические решения, лежащие у границы пределов возможного. Именно у тех пределов возможного, которые только допускает современная научная идея и «здравый смысл», стремятся быть сегодняшние инновационные военные технологии для получения многократного преимущества над оружием противника.

ДИССИНЕРГИЯ - снижение эффективности функционирования системы в результате негативного воздействия друг на друга входящих в нее элементов. В экономике или военном деле диссинергетический фактор возникает, как регулярное ухудшение финансово-экономических или боевых показателей системы после ее укрупнения (слияния / поглощения), в результате превышения издержек интеграции над возможным положительным синергетическим эффектом объединения. Это – синдром «лебедя, рака и щуки», являющийся следствием регулярного снижения степени управляемости более сложной крупномасштабной системой.

При проведении специальных (военных) операций неким субъектом, диссинергетический эффект является целью (следствием) нерегулярных целенаправленных действий этого субъекта по отношению к объекту операции, когда преднамеренное нарушение синергетической связи четырех концептуальных областей жизнедеятельности противника (объекта) является главной целью и боевой задачей субъекта операции. Четыре концептуальных домена жизнедеятельности человека: социальный, когнитивный, информационный и физический являются контекстом «Операций Базовых Эффектов» - EBO (Effects Based Operations) современной сете-центрической войны. В случае кратковременной диссинергии этих четырех элементов системы эффективность их взаимодействия - 1+1+1+1< 4, но при долговременном континууме нерегулярного диссинергетического эффекта это приводит к хаосу и полному саморазрушению системы, при переходе к фазе физической войны. Типичные примеры факторов диссинергии обычно наблюдаются в совместной деятельности государственных силовых структур. Когда узко корпоративные интересы каждого из участников системы ставятся выше интересов государственных, а собственные амбиции участника реализуются исключительно для поднятия политического веса своей «конторы», когда тактическая конъюнктура момента становится важнее достижения общей стратегической цели, тогда и возникает системный диссинергетический эффект. Исключение взаимного информирования (единой базы данных) участниками системы приводит к отсутствию всеобщей осведомленности, дублированию функций друг друга и, как следствие, к размыванию главной стратегической ЦЕЛИ совместной деятельности системы безопасности – «Обеспечению безопасности государства»…, соборность в данном случае подменяется формальной солидарностью. Диссинергетический эффект приводит подобные системы к саморазрушению тогда, когда волюнтаризм в принятии решений каждым участником системы начинает носить комплексный характер.

КОГНИТИВНЫЙ - Философ и математик Рене Декарт высказал афоризм, ставший классическим: «Cogito Ergo Sum» (Мыслю, следовательно существую). В российской традиции принято транслировать термин "когнитивный", как способный не только к мышлению, но и к анализу. Когнитивный – способный с помощью мысли разлагать целое на части, способный декомпозировать реальность с помощью дедуктивного метода мышления. Дедуктивный метод мышления связан с выявлением не явных (скрытых) причинно-следственных связей, что и свойственно творческому рассудку. Когнитивность – это способность творчески мыслить, обосновывать действия, идеи и гипотезы. А «дедуцирование» есть метод мышления, при котором разум человека генерирует целостные образы, двигаясь от общего к частному. Этим дедукция отличается от индукции - противоположного логического акта, состоящего в переходе от частных свойств объектов к более широкой области знания путем «попытки мысленно обобщить» первоначальные элементарные данные.

Уже без малого пять веков с помощью индукции нерадивые ученики Френсиса Бэкона «пытаются мысленно обобщить» выросшее до небес как Вавилонская башня нагромождение первоначальных элементарных данных тысяч частных наук, но увы гармонией человека с природой их «попытки» так и не увенчались. Как результат вышесказанного, эмпирический метод познания мира и свойственная индукции дифференциация наук неизбежно привели западную цивилизацию к известной библейской формуле – «Бог разделил человечество на народы и смесил языки их».

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ – «NCW» (NET-CENTRIC WARFARE)

В 1993 году появилась программная статья "Сyberwar is coming", написанная сотрудниками корпорации РЭНД Джоном Аркиллой (John Arquilla) и Дэвидом Ронфельдтом (David Ronfeldt) где впервые была проведена аналитика сетевой информационной войны и сказано о том, что не только вооруженные силы государств могут эффективно использовать средства коммуникации в военных целях - но и другие группировки: политические и террористические.

В первой половине 90х годов XX века, сначала в обиходе западных программистов ЭВМ, а затем и в среде компьютерных «геймеров» появилось понятие - Стратегия Реального Времени «RTS» (Real Time Strategy). После появления в 1994 году легендарной компьютерной RTS игры «War Craft», в которой игроки-стратеги могли производить свои действия одновременно в реальном времени, а не как ранее пошагово (линейно), распахнулся компьютерный «ящик Пандоры». Уже в 1996 году в «War Craft II» появилась возможность объединять бойцов в группы (до 9 человек в каждой) и давать им общие приказы…, появился инструмент создания эвристик и виртуальных компьютерных моделей нелинейных сетевых войн.

В профессиональной военной сфере компьютерные игры «RTS» изначально позиционировались только в качестве обучающих тренажеров для личного состава силовых ведомств, а также как военно-тактические симуляторы для центров логистики министерства обороны США «DoD» (Department of Defense). Но в «линейную» логику американских генералов в 1996 году была внесена солидная интеллектуальная составляющая разработанная корпорацией РЭНД, которая заявила о создании компьютерной модели универсальной «сетецентрической» войны будущего NCW (Net - Centric Warfare).

В таком контексте «сетевая война» подразумевает создание децентрализованной сети «информационно оснащенных бойцов», способных обеспечить решительную бескровную победу путем направленного уничтожения ключевых «нервных центров» - систем управления противника. В социальных сетевых «оранжевых революциях» огромная роль принадлежит правильному проектированию и использованию форм коммуникаций и информационных технологий, что не исключает физического присутствия боевых диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), как небольшой по количеству, но особо важный элемент социальных сетевых децентрализованных организаций. Роль таких ДРГ в сербской компании сыграла молодежная организация «Отпор», в грузинской революции «роз» – организация «Кмара», в украинском «оранжевом майдане» – молодежное объединение «Пора», в киргизской – полубандитское формирование «Бирге», в Белоруссии по образу и подобию вышеназванных боевых дружин созданы и проходят обкатку молодежные националистические организации «Зубр» и «Молодой Фронт».

Концептуально «Сеть» предполагает преодоление традиционного линейного, централизованного, иерархического принципа построения социальных систем «центр – периферия», «ствол - ветви», так характерного для структуры вооруженных сил прошлого века. На смену иерархической «прямолинейной» логике, пришла логика самоорганизующихся, нелинейных, принципиально не структурированных систем. С одной стороны, у таких систем отсутствует «ядро», то есть четко выраженный «центр», с другой стороны любая ячейка такого множества может при определенных обстоятельствах взять на себя функцию общего «центра».

Департамент Преобразования Войск - «OFT» (Office of Force Transformation)

Результаты концептуальных разработок в области сетевой организации ВС легли в основу американской инициативы «Армия будущего». Данная программа основывается на двух взаимосвязанных базовых принципах ведения боевых действий в будущем:

Адмирал ВМФ США, директор Департамента Преобразования Войск «OFT» (Office of Force Transformation) Артур К. Сибровский, ответственный за реформирование вооруженных сил США на принципах теории сетецентрических войн «NCW» выделил четыре основных принципа современной «сетевой войны»:

* ”Boyd Loop” – Петля Бойда

Основными принципами сетевых операций являются:

Распределенные силы. Задача сетевых войн состоит в необходимости перераспределять силы, отойдя от линейной тактики на поле боевых действий в пользу точечных операций. Для этого необходимо:

Демассификация. Принцип демассификации (распределения) отличает современные войны постмодерна от войн модерна ХХ века, где почти все решало количество боевых единиц. Принцип демассификации исключает фактор численного превосходства над противником, как решающий. Демассификация основана на использовании информации для достижения желаемых эффектов, ограничивая необходимость сосредоточения крупных сил в конкретном месте, увеличивая скорость и темп перемещения на поле боя, чтобы затруднить возможность противника к поражению цели высокоточным оружием.

Фактически на принципе «Петли Бойда» построено деление сетецентрической стратегии на четыре смежных области человеческой структуры, по аналогии:

Глубокое сенсорное проникновение. Этот принцип сетевой войны представляет собой требование увеличения количества и качества датчиков информации, как в районе боевых действий, так и вне его пределов. Сенсорное проникновение обеспечивается за счет:

Этот принцип сетецентрической войны представляет собой требование увеличения количества и развития качества датчиков информации как на Театре Военных Действий (ТВД), так и вне его. Концепция NCW предполагает, что сетевое развертывание происходит одновременно в четырех смежных областях человеческой структуры:

Каждая из четырех областей имеет важное самостоятельное значение, но решающий результат в сетевых войнах достигается синергетическим эффектом синхронного воздействия на противника различных сил во всех четырех областях.

Войны информационной эпохи основаны на сознательной интеграции всех четырех вышеназванных областей. Из них и создается сеть, которая лежит в основе ведения военных действий. Настройка всех факторов сети в гармоничном сочетании усиливает синергетический военный эффект действия Вооруженных Сил, а сознательная дисгармонизация подобных областей противника, напротив, расстраивает его ряды, разводит эти области между собой, лишая противника важнейшего фактора превосходства. Для дисгармонизации социальной области противника и, находящейся в ней, когнитивной области проводятся стратегические и тактические Информационно-Психологические Операции (ИПО). Сектор взаимопересечения этих четырех областей имеет принципиальное значение. То, насколько «стартовые условия войны» важны для военно-политической элиты США указывает тот факт, что разработка и изучение Операций Базовых Эффектов - «EBO» (Effects Based Operations) выделено ими в отдельную дисциплину теории сете-центрических войн.

Операции Базовых Эффектов - «EBO» (Effects Based Operations)

Уже классическая военная стратегия обнаружила, что успех развертывания военной компании напрямую зависит от того насколько благоприятны ее стартовые условия. От того, в каком контексте и при каком балансе сил начнется война, во многом определяется, как будут разворачиваться дальнейшие события. Поэтому задача «Операций Базовых Эффектов» - EBO (Effects-based Operations) состоит в том, чтобы заранее повлиять на стартовые условия войны, заложить в них такую структуру, которая заведомо приведет к победе. Задача - спровоцировать сочетание во времени и в пространстве такого ряда событий, которые деструктивно повлияют на потенциального противника и блокируют его ответную инициативу. EBO являются краеугольным камнем и стартовой формой ведения «сетевых войн». Операции EBO проводятся в любое время и в любой точке земного шара. Иными словами к началу XXI века сама война, как и ее образ изменились в корне. Если ранее субъект агрессии долго готовился к нападению на объект, затем объявлял войну и только потом начинал военные действия, то сегодняшняя тотальная «сетецентрическая» война в фазе EBO идет постоянно со всем миром, лишь качественно переходя от одной формы (фазы) к другой на отдельных ТВД (Театрах Военных Действий).

EBO ведутся как против врагов, так и против нейтральных и дружественных держав во всех ситуациях (мира, кризиса и войны) с тем, чтобы манипулировать их поведением, влиять на их стартовые условия, подчинять их действия интересам США, как субъекта сетевой войны.

Стратегические Информационно-Психологические Операции (ИПО) представляют собой основной механизм реализации «Операций Базовых Эффектов» - EBO. Воздействуя на социальную и когнитивную области вооруженных сил потенциального противника и его гражданского населения, Информационно-Психологические Операции (ИПО) обеспечивают субъекту агрессии благоприятные условия для начала физической фазы военной операции.

В доктрине «Психологическая пропаганда и национальная безопасность» Совет Национальной Безопасности США (СНБ) квалифицируется как центральное звено в системе стратегического анализа и проведения ИПО. В служебных документах СНБ находим следующие определения:

«ИНФОРМАЦИОННО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (ИПО) включают мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на сознание, чувства и действия противника. Они проводятся командованием в сочетании с боевыми операциями, в целях подрыва морального духа противника в соответствии с политикой, провозглашенной руководящими инстанциями. Информационно-психологическая война включает в себя:

Пропаганда — важнейшее средство ведения войны, как система мероприятий по распространению политической информации, идей, доктрин или специальных методов влияния на мысли, эмоции, установки или поведение любой группы людей с целью получения преимуществ, прямых или косвенных.

Информационные операции — предварительно спланированные психологические действия, осуществляемые в мирное или военное время, направленные на враждебную, дружескую либо нейтральную аудиторию и влияющие на установки и поведение людей с целью получения политического или военного преимущества США. Они включают в себя психологические действия со стратегическими целями, психологические консолидирующие действия и психологические действия по непосредственной поддержке боевых действий.

Психологические операции — это спланированное применение средств, форм и методов распространения информации с целью влияния на установку и поведение человека. Психологические операции используются для деморализации и дезорганизации противника с целью обеспечения такого поведения союзников или противников, которое на момент проведения операции является благоприятным для США».

США, являясь субъектом агрессии, заинтересованы в манипуляции социальными и когнитивными процессами страны-объекта уже тогда, когда перспективы реального физического столкновения с объектом еще не определены. Если в сегодняшних условиях проведение Операций Базовых Эффектов (EBO) американскими спецслужбами, и/или разведками их сателлитов, сорвано, или не завершено успешно – переход ВС США к физической фазе войны нам представляется маловероятным.

©LEO 2005 WGA 1062860/1063247/1066529
©STEGER 2005 Академия изучения проблем Национальной Безопасности